МКУ "ЦЕНТР МОНИТОРИНГА И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ" КОМИТЕТА ПО ОБРАЗОВАНИЮ Г. УЛАН-УДЭ
Get Adobe Flash player
Навигация

В обновленных ФГОС начального и основного общего образования Минпросвещения сформулировало новые требования к предметным результатам: теперь есть списки образовательных результатов по годам обучения, которые школа обязательно проверяет у учеников на промежуточной аттестации.

Также Минпросвещения обновило требования к личностным и метапредметным результатам.

Новые требования к предметным результатам

Самое главное отличие обновленных ФГОС начального и основного общего образования от действующих ФГОС – это конкретные требования к предметным образовательным результатам по каждому предмету и по годам обучения, которые школа будет проверять на промежуточной и итоговой аттестации. Такого перечня результатов нет в действующих ФГОС.

В обновленных ФГОС сделали отдельные приложения с требованиями к предметным образовательным результатам, которые учителя обязаны проверить на промежуточной аттестации. Так, в обновленном ФГОС начального общего образования прописали требования к образовательным результатам по годам обучения для предметов: русский язык; литературное чтение; иностранный язык; математика; окружающий мир.

С одной стороны, есть польза. Новый перечень предметных результатов упростил задачу контроля качества. В действующих сейчас ФГОС есть требования только к предметным результатам на уровне образования для 4-х и 9-х классов. Педагогам при подготовке рабочих программ (ООП) приходится самостоятельно делить все предметные результаты по годам обучения, чтобы провести промежуточную аттестацию. Если этого не сделать, то невозможно проверить результаты учеников в каждом классе.

С другой стороны, обновленные ФГОС усложняют подготовку документов. Педагогам придется переделать ООП и рабочие программы для начального общего образования с учетом новых требований к предметным результатам.

В обновленном ФГОС основного общего образования прописали требования по годам обучения для предметов: русский язык; литература; иностранный язык (английский, французский, немецкий, испанский); история; обществознание; география; математика (включая алгебру, геометрию, вероятность, статистику); информатика; физика; биология; химия.

Разработчики обновленных ФГОС исключили второй иностранный язык из списка обязательных учебных предметов. В предметную область «Иностранные языки» вносится предмет «Второй иностранный язык», если его выбрали родители школьников и в школе есть условия для его изучения.

Требования к образовательным результатам по второму иностранному языку есть в пункте 40.3 обновленных ФГОС основного общего образования.

В обновленном ФГОС начального общего образования требования к результатам не разбили по годам, а разделили на тематические модули по предметам: «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура», «ОРКСЭ», также и в обновленном ФГОС основного общего образования есть модули по предметам: «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «ОРКСЭ», «Родная литература», «Родной язык».

Минпросвещения выделило модули, которые обязательно надо изучить. Но еще определило модули, которые школа может изучить, если есть соответствующие природно-климатические условия, материально-техническое обеспечение и контингент учеников. Такие модули в обновленных ФГОС разработчики отметили звездочкой.

Благодаря модульному обучению ФГОС вариативны. Разработчики обновленных ФГОС предполагают, что школа может выбрать свою логику изучения предмета, перенести материал из одного года обучения в другой с учетом особенностей контингента обучающихся (пояснительная записка к ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования на preobra.ru).

Как изменятся личностные результаты

Главное, чему необходимо научить всех школьников на урочной и внеурочной деятельности, – оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей в соответствии с морально-этическими ценностями. Ученики должны научиться осознанно выбирать и строить индивидуальную траекторию образования, результативно и бесконфликтно выстраивать общение с разновозрастными собеседниками, представителями разных культур и религий. Такой акцент на личностные результаты в обновленных ФГОС появился не случайно. Теперь личностные результаты сходны с перечнем гибких компетенций.

«Гибкие компетенции» включают управление временем, коммуникабельность, в том числе ведение переговоров, командную работу, управление стрессом и эмоциями.

С 2018 года действует новый национальный проект «Образование», утвержденный Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 03.09.2018 № 10). Одна из его частей – проект «Современная школа», с помощью которого государство планирует обновить требования к образовательным результатам и развивать у школьников «гибкие компетенции» (п. 1.18 ч. 4. Задачи и результаты национального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование»). Личностные результаты в обновленных ФГОС отражают требования нового нацпроекта «Образование».

В обновленных ФГОС усилили результаты, которые развивают систему ценностей. Социальные ценности прописаны как основа межличностного общения, научных знаний, безопасного поведения и отношения к труду. В обновленных ФГОС основного общего образования разделили личностные результаты. Теперь их две группы. Первая группа – социально значимые понятия (п. 9.1). Вторая – позитивные ценностные отношения и социально значимые навыки, умения и способности (п. 9.2 обновленных ФГОС основного общего образования).

К метапредметным результатам есть три новых требования. К трем основным группам УУД – познавательным, регулятивным и коммуникативным – добавили еще две группы. УУД разделили на группы и подгруппы. Изменилась также оценка УУД.

Общий состав УУД для начального общего образования: познавательные, регулятивные, коммуникативные, умения работать с информацией, умения участвовать в совместной деятельности (п. 35 обновленных ФГОС начального общего образования). Результат «умение участвовать в совместной деятельности» также связан с развитием «гибких компетенций».

В совместной деятельности каждый школьник должен научиться понимать цель деятельности, обсуждать и согласовывать способы, с помощью которых достигнет результата. Также ученик должен распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность руководить и выполнять поручения, контролировать свою деятельность, проводить по самостоятельно составленному плану опыт, эксперимент, небольшое исследование.

УУД детализировали, чтобы на основе всего перечня УУД в обновленных ФГОС выстроить систему конкретных результатов, которые подлежат оценке и диагностике.

Обновленные ФГОС требуют обязательно оценить метапредметные результаты на промежуточной аттестации. Диагностику УУД школа может проводить по отдельной части и по всему объему учебного предмета (п. 13 обновленных ФГОС начального общего образования и п. 13 обновленных ФГОС основного общего образования).

При оценке метапредметных результатов школа обязана учитывать уровень умения, чтобы выполнять проектную деятельность, и способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи. Трудность в том, что обновленные ФГОС, как и действующие, не содержат разбивки метапредметных результатов по годам освоения ООП. Необходимо, чтоб учителя сначала сформировали, а потом оценили метапредметные результаты на промежуточной аттестации. Аттестацию проводят не реже чем раз в год.

Разработчики в обновленных ФГОС начального и основного общего образования предлагают использовать название «Программа воспитания». Как только обновленные ФГОС примут, необходимо внести три изменения в ООП начального и основного общего образования.

Во-первых, на уровне начального общего образования будет одна новая Программа воспитания вместо двух старых  — Программы духовно-нравственного развития и воспитания и Программы формирования экологической культуры и ЗОЖ.

Во-вторых, на уровне основного общего образования также будет одна новая Программа воспитания вместо старой Программы воспитания и социализации обучающихся.

В-третьих, все новые программы воспитания нужно составить с учетом новых требований к личностным образовательным результатам школьников.

Хамаганова Л.Ф., зам. дир. МКУ ЦМРО