МКУ "ЦЕНТР МОНИТОРИНГА И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ" КОМИТЕТА ПО ОБРАЗОВАНИЮ Г. УЛАН-УДЭ
Get Adobe Flash player
Навигация

Встреча Сергея Кравцова с родителями (видео)

Основные направления деятельности
муниципальной системы оценки качества образования г.Улан-Удэ.
Развитие механизмов независимых процедур оценки качества образования.

На каждом этапе развития образования, которое определяется тенденциями социально-экономических преобразований. Появляются новые условия, возможности и потребности. Изменяются критерии качества, обостряется проблема его оценки и принятия на ее основе управленческих решений. Механизмы внешнего оценивания муниципальной СОКО, учет всего многообразия деятельности ОО, обеспечение прозрачности, полноты и доступности информации дело сложное. С 2009 года наш центр развивался в этом направлении. С принятием закона «Об образовании» в 2012 г. и появлением нормативных актов, регулирующих функционирование СОКО, состояние дела стабилизировалось.
Нормативные акты, регулирующие функционирование СОКО
• Федеральный закон от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• «Модель контроля и оценки качества образования» ФЗ от 31.12.05 №199-ФЗ «О внесении изменений в отдельное законодательные акты в связи с совершенствованием разграничения полномочий» и от 20.04.07 №56-ФЗ
• Правила формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги.(Постановление Правительства РФ от 30.03.2013 №286)
• Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 -2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 №792-р)
• Порядок проведения самообследования образовательной организацией (Приказ Минобрнауки РФ от 14.06.2013 №462)
• Правила осуществления мониторинга системы образования (Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 №662)
• Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию (Приказ Минобрнауки РФ от 10.12.2013 №1324)
• Документы 2014г
• Постановление Правительства РФ от 20 августа 2009 г. № 689.
• Письмо МО РФ от 01.10.2002г №31ю-31нн-40/31-09 «Методические рекомендации по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования»

По Государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 г.г. одна из задач Программы — создание современной СОКО на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия. Реализация задачи предусматривает разработку и внедрение национальной системы оценки качества образования, мониторинговых исследований в образовании, развитие участия в международных сопоставительных исследованиях качества образования и создание инфраструктуры по выработке решений по повышению качества образования на основе участия, расширение участия работодателей и общественности в оценке качества образования. Инфраструктурой по выработке решений по повышению качества образования является, в том числе и муниципальная система оценки качества образования (далее МСОКО)
Цель МСОКО выстраивание механизмов получения объективной информации о состоянии качества образования в городе Улан-Удэ, тенденциях его повышения и причинах, влияющих на его уровень, передачи для использовании информации в управленческой практике с привлечением институтов гражданского общества. Качество обеспечения условий для функционирования и развития ОУ и в целом муниципальной системы образования.
Задачи МСОКО – обеспечение гармонизации процедур муниципальной ОКО с федеральной, региональной и школьной оценкой, способствующей созданию единого образовательного пространства. Удовлетворение многообразных потребностей, запросов и ожиданий потребителя, заказчиков образовательных услуг. Информационно-аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга муниципальной системы образования. Повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии управленческих решений Комитета по образованию, приводящих к обеспечению обновления системы образования в городе; формирование ресурсной базы и качества мониторинга качества образования; обеспечение сравнения и сопоставимости качества образования г.Улан-Удэ с качеством образования в Республике Бурятия; содействие становлению и развитию новых механизмов, технологий и процедур оценки качества образования, в том числе связанных с независимой оценкой качества образования и самооценкой образования.
Объектами МСОКО являются:
 образовательные учреждения,
 условия организации образовательного процесса,
 образовательные программы, качество ООП, наличие инструментария для оценки достижения ФГОС
 деятельность педагогов (процесс и результативность),
 индивидуальные достижения обучающихся;
 процессы управления качеством образования;
 мониторинг образовательного процесса,
 информационная система, реализация мероприятий ФЦПРО и КДЦП,
 участие в аккредитации образовательных учреждений,
регистр качества на основе образовательной статистики
 электронный мониторинг реализации федеральных и гериональных проектов (НОИ «Наша новая школа», Комплекс мер по МРСО, переход на ФГОС, введение ИКТ, апробация электронного паспорта школы, электронных дневников)
Одна из примечательных особенностей современной образовательной ситуации – растущее влияние на жизнь школы «нетрадиционных» субъектов образовательного процесса. К их числу, прежде всего, следует отнести родителей. Они во многом творят репутацию школы, прямо или косвенно влияют на все стороны ее жизни. Возрастает роль родительского «заказа». Чем комфортнее чувствует себя в школе ребенок, тем выше оценка, даваемая родителями школе. Школа позитивно оценивается в той мере, в какой она обеспечивает высокое качество знаний, формирует инициативу и самостоятельность. Если школа способна развить способности одаренных, успешно учить обычных детей, помочь дезадаптированным, то она будет пользоваться спросом у населения. Центральными тенденциями обеспечения высокого уровня образования становятся ориентация на запросы учащихся и создание оптимальных условий для их обучения и развития. Оценка качества образования в этом случае рассматривается как ключ к решению назревших проблем стратегического планирования школы.
Каким же образом, муниципальной системе оценки качества необходимо построить свою деятельность, чтобы отслеживать, вносить коррективы и влиять на результаты образования.
Положительными моментами в деятельности МОЦОКО является то, что она одновременно находится в курсе внутренних процессов школы и в то же время является по отношению к ней внешней системой оценки. Для нашего Центра приоритетным является мобильность, то есть оперативное реагирование на запросы участников образовательного процесса, адресность – соответствие запросам заказчиков и требованиям развития муниципальной системы образования, заявительный характер услуг Центра. Создание условий, как для теоретического, так и практического повышения квалификации, совершенствования профессиональной компетентности педагогических кадров без отрыва от процесса обучения; поддержка педагогических инициатив; распространение лучшего опыта. .
Из ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.97, п.1,п.2: Органы местного самоуправления и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают открытость и доступность информации о системе образования. Информация о системе образования включает в себя данные официального статистического учета, касающиеся системы образования, данные мониторинга системы образования и иные данные.
П.3:Мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
П.5:Порядок осуществления мониторинга системы образования, а также перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу, устанавливается Правительством РФ. Показатели мониторинга системы образования и методика их расчета определяются Минобрнауки РФ в соответствии с перечнем обязательной информации о системе образования. Подлежащей мониторингу, утвержденной постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013г №662.
Из Порядка проведения самообследования п.3,п.5,п.66 самообследование проводится организацией ежегодно. Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются организацией самостоятельно. Показатели деятельности организации, подлежащей самообследованию, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Доступность информации о системе образования обеспечивают: 1)органы местного самоуправления через мониторинг системы образования (ст.97,п.3); 2)образовательные организации через функционирование внутренней системы ОКО и процедуру самообследования (ст.28, п.13 ). Порядок самообследования образовательной организации утвержден приказом Минобрнауки от10.12.2013г №1324. Ежегодный отчет по результатам самообследования размещается не позднее 1 сентября.
Структура внутренней СОКО: Нормативный правовой акт общеобразовательной организации о функционировании ШСОКО.
Структура акта:
• Нормативная база разработки документа.
• Цели разработки документа.
• Измеряемые объекты ШСОКО.
• Формы и методы измерения объектов ШСОКО.
• Периодичность измерения объектов ШСОКО.
• Периодичность измерения объектов ШСОКО.
• Инструментарий и индикаторы для измерения объектов ШСОКО.
• Лица, ответственные за измерение объектов ШСОКО.
• Сроки и формы предоставления результатов измерения объектов ШСОКО.
(Основные определения: оценка состояния, оценка развития, вычитательная оценка, накопительная (кумулятивная ) оценка; статическая оценка; динамическая оценка; текущая оценка, обязательная оценка, добровольная оценка, оценка базового уровня, оценка повышенного уровня.)

Экспертиза качества деятельности ОО проводится по следующей схеме: во-первых определяется качество условий образовательного процесса, во-вторых – качество основной образовательной программы и ее соответствие организации деятельности ОУ, качество результатов, качество образовательного процесса, состояние кадрового обеспечения, качество результатов, оценка деятельности ОУ родительской общественностью. В процессе экспертизы анализируется нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение, изучаются результаты школьной педагогической диагностики развития детей по основным направлениям основной образовательной программы, анализируются условия, результаты самооценки, анкетируются ученики, педагоги и родители. Так, например, процедура экспертизы качества образовательной деятельности ОУ предполагает следующие этапы: 1. Самооценка образовательной деятельности; 2.оценка деятельности ОУ экспертами МОЦОКО; 3.анализ и систематизация полученной информации о состоянии оказания образовательных услуг, составление и предоставление справки-заключения в Комитет по образованию г.Улан-Удэ для принятия управленческих решений.
Для проведения мониторинговых исследований готовится технологический пакет, включающий в себя следующий набор документов:
• Спецификация
• Набор заданий, включающий инструкции по выполнению
• Набор инструкций для учащихся и для технолога по процедуре проведения
• Образцы бланков ответов
• Ключи ответов
Для проведения мониторинга уровня предметных достижений обучающихся в муниципальной системе используется следующая технологическая цепочка:
Подготовка спецификации КИМов;
Составление КИМов;
Экспертиза и корректировка;
Подготовка апробационных вариантов;
Проведение апробационных исследований;
Текстологический анализ, отбраковка и корректировка заданий;
Формирование КИМов;
Экспертиза и корректировка КИМов;
Текстологический анализ, корректировка и выравнивание КИМ;
Апробация КИМ;
Текстологический анализ, корректировка и выравнивание КИМ;
Подготовка организационно-методического сопровождения КИМ.
Спецификация включает описание назначения, условий применения, структуры с указанием заданий, его частей, времени выполнения, общих характеристик используемых заданий, распределения заданий по блокам содержания и контролируемым видам по ФГОС.
Процедура проведения идентична процедуре ГИА. Анализ результатов соотносится с текущими отметками, указываются темы, по которым обучающиеся встретили трудности. На семинарах, проводимых методистами МОЦОКО, подробно рассматриваются проблемы изучения той или иной темы, указываются пути решения этих проблем.
Мониторинговые исследования проводятся одновременно во всех школах города. Кроме того, эксперты МОЦОКО выезжают в образовательные учреждения для наблюдения за ходом мониторинга, образовательные организации приглашают общественных наблюдателей.
Мониторинг в муниципальном образовании направлен на определение качественных показателей развития личности как результата всего процесса обучения, начиная с начального общего образования, при переходе из школы 1 ступени на 2 ступень, в 7-8 классах, по итогам основной и средней школы. Мониторинговые исследования оценки соответствия содержания уровня подготовки учащимся требованиям ФГОС проведено в 2014-2015 учебном году 43 образовательных организациях по 13 предметам БУПа (начальные классы –комплексная диагностика; в основной и средней школе по математике, русскому языку, по английскому языку, химии, истории, биологии, физике, обществознанию, географии). Приняло участие 17 458 учащихся. Характер проверочных заданий, форма контроля определялась согласно целям и задачам мониторинга. Мониторинг муниципальной системы образования способствует повышению качества образования и позволяют общеобразовательным учреждениям добиваться стабильных результатов при проведении ГИА в 9 и 11 классах.
В качестве образца для развития муниципальной СОКО является ГИА — 9. Предметные комиссии, конфликтные комиссии создаются регионом. КИМ «собирается регионом из открытого банка заданий по алгоритму, предоставленному Рособрнадзором». Обработка и проверка экзаменационных работ осуществляется только в регионе. В Федеральную информационную систему ГИА предоставляется информация только об обучающихся и полученных ими результатах ГИА – 9. Минимальное количество, соответствующее отметке «удовлетворительно», определяет регион с учетом рекомендаций Рособрнадзора.
Методика расчетов
Шкала перевода
Степень обученности обучающихся
Количество «5» х 1
«4» х 0,64
«3» х 0,36
«2» х 0,14
н/а «1» х 0,07
Полученная сумма делится на количество учащихся и умножается на 100%

Оценивать в ходе мониторинга проект, процесс, текущие, конечные и отдаленные результаты образования.
В качестве индикаторов оценки качества муниципальной системы оценки г.Улан-Удэ (далее МСО), помимо сдачи ЕГЭ, являются учебные внеучебные достижения учащихся, формирование компетентности, здоровье учащихся, уровень их социализации, развитость в эмоционально-ценностной сфере.
Так, например, группами показателей диагностических процедур являются
• результаты образовательного процесса (достижения учащихся);
• качество образовательного процесса;
• уровень компетентности педагогов;
• ресурсное обеспечение образовательного процесса;
• взаимодействие школы с другими учреждениями;
• взаимодействие школы с родителями.

Соответственно мониторинг качества образовательных организаций можно проводить по следующим направлениям:
• организация управления;
• условия деятельности;
• результаты образовательной деятельности;
• результаты социокультурной деятельности;
• результаты финансово-хозяйственной деятельности.
Критериями оценивания является
• соответствие ФГОС;
• соответствие потенциалу школы, ее возможностям;
• соответствие затраченным ресурсам;
• соответствие запросам «потребителей»
Наряду с выявлением недостатков или достигнутых успехов существует еще один объект оценки, относящийся к образовательным результатам – это «цена» их достижения, имеется ввиду затраты времени, психологические, материальные и т. д.

Все школы города выстроили управление по принципу государственно-общественного характера. Везде созданы советы школы, советы ученического самоуправления, совет отцов в СОШ№51, попечительские советы и т .д. Однако процесс истинной демократизации образовательного пространства еще только начинает закладываться.
Высокий уровень качества образования обусловлен многими составляющими образовательного процесса. Несмотря на достигнутые успехи, необходимо постоянно вносить конкретные изменения в направления работы, которые будут способствовать ее развитию, повышению уровня качества образования, созданию определенного имиджа, повышению конкурентноспособности образования школ г.Улан-Удэ. Конкурентноспособность – это состояние, при котором обеспечиваются результаты образования, пользующиеся повышенным спросом родителей и обладает постоянной потребностью в развитии.
Муниципальная модель оценки качества образования ориентирована на новое понимание качества образования в контексте мониторинга образования.
Центр оценки качества образования — коллектив единомышленников, объединенных одной целью. В Центре создана система мотивации и стимулирования работников путем определения конкретных видов работ заданного объема и тесно увязана с результатами деятельности каждого специалиста. Качество выполняемых работ, отсутствие рекламаций заказчика по результатам выполненных независимых диагностических процедур: соблюдение сроков и качества выполнения наличие положительных отзывов, благодарностей, грамот за высокие результаты деятельности от заказчиков независимой оценки. Центр исследуя уровень компетентности учителей проводит мониторинг педагогической деятельности во взаимосвязи через отслеживание прохождения курсов повышения квалификации; подготовки к аттестации в соответствии с новыми требованиями и качеством обученности, воспитанности и социализации обучающихся; качеством проведения семинаров методистами МОЦОКО.
Методистами МОЦОКО проводится большая информационно-разъяснительная работа с педагогическим сообществом требований ФГОС, закона об образовании, перспектив развития образования в форме муниципальных стажерских площадок, мастер-классов, семинаров, педагогических мастерских, публикаций, ярмарок, форумов, вернисажей и т.д.
Немало времени уделяется на семинарах вопросам своеобразии методов и приемов обратной связи и учета достижений учащихся через широкое применение контрольно-диагностических методов и средств, вопросах формирующего оценивания. Под руководством и непосредственном участии наших методистов созданы региональные профессиональные педагогические ассоциации, позволяющие объединять наиболее творческие группы педагогов. Коллегия заместителей директоров объединила наиболее передовую часть управленческих кадров общего образования – заместителей директоров
Наш центр, в первую очередь, традиционно проводил и продолжает проводить мониторинг предметных результатов. С 2012 года введено оценивание метапредметных результатов. Мониторинг уровня готовности к обучению в начальной школе, подготовленности выпускников начальной школы, обучающихся 7-8 классов, ГИА в 9 и 11 классах. Результаты исследований можно увидеть на сайтах образовательных учреждений. Успешность города в области организации и сдачи ЕГЭ в том числе за счет мониторинговых исследований Центра, формирование объективной и открытой внешней оценки качества муниципального образования; добровольность и доступность повышения квалификации для учителей без отрыва от производства по актуальным вопросам и проблемам.

Разделение процедур «Оценка результатов образования» и
«Оценка качества образования».
Разработка инструментария оценки результатов образования и разработка инструментария оценки качества образования.

«Задача оценки качества образования – стимулирование развития образования, а не наказание за результат» (Письмо Д.В.Ливанова «Об оценке качества образования в части нецелесообразности использования результатов ЕГЭ для оценки работы педагогов, директоров школ и муниципалитетов» от 27 июня 2014г №ДЛ-187/08).
Планируемые направления стандартизации оценочных процедур:
• Переход от методологии контроля качества к методологии управления качеством образования на основе применения корректных оценочных процедур.
• Установление, поддержание и обоснованное изменение конечного перечня оценочных процедур, а также стандартов оценочных процедур, включающих требования к интерпретации и оценке измерительных материалов и результатов оценочных процедур.
• Установление, поддержание и обоснованное изменение стандартов архитектур систем сбора, хранения и обработки данных о качестве системы общего образования, а также интерпретации и использовании информации, получаемой для оценки качества образования.
Первоочередные мероприятия по стандартизации оценочных процедур проводит федеральная инспекция:
привлечение экспертов, введение института федеральных государственных инспекторов, разработка и реализация мероприятий по совершенствованию региональных систем образования для проведения НИКО (национальных исследований качества образования) и получения деперсонифицированных результатов. В первых исследованиях уже приняли участие школы г.Улан-Удэ 28 октября 2014г по математике в 5-7 классах; 14 апреля 2015г по русскому языку в 4 классах. Следующие исследования состоятся в октябре 2015г. и в 2016 году. Разумеется, к числу первоочередных мероприятий по стандартизации оценочных процедур относится и ЕГЭ. Это разработка на федеральном уровне экзаменационных материалов, проведение ЕГЭ на базе региональной инфраструктуры под контролем с федерального уровня, создание специализированных центров сдачи ЕГЭ ППЭ. И в соответствии с вышеперечисленным, оценка работы педагогов на соответствие профстандарту (повышение заработной платы должно соответствовать уровню качества образования).
Кроме того МОЦОКО постоянно участвует в развитии региональной СОКО по следующим направлениям:
Совершенствование нормативно-правовой базы системы (аккредитация учреждений, участие в разработке пакета нормативных документов, регламентирующих новую модель аттестации педагогических работников, штатный полномасштабный режим ЕГЭ, ГИА 9 классов);
Усиление общественного наблюдения за оценкой качества и информирование общественности о качестве образовательных услуг (регулярное представление информации в публичных докладах, на форумах);
Совершенствование системы отбора и подготовки экспертов по оценке качества образования;
Совершенствование технологии создания измерителей для обеспечения проведения оценки качества (проведен конкурс ШСОКО, формируется единый банк измерительных материалов и базы мониторинговых и диагностических процедур);
Создание условий для прогнозирования качества образования (оптимизирована система мониторингов, ориентированных на оценку результативности реализации приоритетных направлений развития образования).
Сейчас, как никогда прежде, от результатов работы муниципальных методических служб зависит: насколько правильно выстроены приоритеты, насколько глубоко разработано и реализуется перспективное планирование образовательного заказа. Это обязывает перейти на новый технологический уровень оценки качества образования. Электронное программное обеспечение муниципального образования позволит объединить усилия в условиях недостаточного финансирования данных направлений.