МКУ "ЦЕНТР МОНИТОРИНГА И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ" КОМИТЕТА ПО ОБРАЗОВАНИЮ Г. УЛАН-УДЭ
Get Adobe Flash player
Навигация

Встреча Сергея Кравцова с родителями (видео)

 

О результатах деятельности школ г.Улан-Удэ по реализации
ФГОС начального общего образования.

Ленхобоева Т.С.,
заместитель директора МОЦОКО
Комитета по образованию
Администрации г.Улан-Удэ;
Цыдыпова Д.Д.,
методист МОЦОКО

Одним из важных направлений работы Муниципального образовательного центра оценки качества образования г.Улан-Удэ по реализации ФГОС начального общего образования, направленного на повышение качества основного общего образования является мониторинг. В процессе мониторинга анализируются нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение, изучаются результаты педагогической диагностики развития детей по основным направлениям основной образовательной программы, анализируются созданные для деятельности школ условия, результаты самооценки качества образования, анкетируются ученики, педагоги и родители. Мониторинг в муниципальном образовании направлен на определение качественных показателей развития личности как результата всего процесса обучения, начиная с начального общего образования, при переходе из школы I ступени на II степень, в 7-8 классах, по итогам основной и средней школы. Например, мониторинговое исследование оценки соответствия содержания и уровня подготовки учащихся к требованиям ФГОС было проведено в 43 образовательных организациях по 13 предметам БУПа. Приняло участие 17 458 учащихся. Характер проверочных заданий, форма контроля определялся согласно целям и задачам мониторинга. В этом учебном году было проведено муниципальное тестирование в 24 образовательных организациях: в начальных классах по русскому языку, математике и комплексные итоговые диагностики в ОУ №№ 3, 21, 27, 29, 35, 40,47, 49, 51, РБНЛИ; в старших классах по английскому языку, математике, русскому языку, химии, истории, биологии, физике, обществознанию, географии в ОУ №№ 2, 5, 9, 19, 21,27, 28, 29, 32, 33, 37, 46, 47, 50, 51, 55, 61,64, РКШИ. На сегодняшний день в г.Улан-Удэ сформирована единая информационная база с разработанными параметрами и критериями, инструментарием для проведения диагностик соответствия современным стандартам.

Кроме того, образовательные организации города регулярно участвуют в региональных исследованиях качества образования. Муниципальный центр осуществляет сопровождение таких мониторингов. На основании Приказа Министерства образования и науки РБ № 1226 от 14.05.2015г., Приказа Комитета по образованию г.Улан-Удэ № 533 от 18.05.2015г. в целях развития единого образовательного пространства и совершенствования системы оценки качества образования образовательные организации г. Улан-Удэ приняли участие в региональном мониторинговом исследовании качества начального образования в 4-х классах по математике 19 мая и русскому языку 20 мая. В мониторинге приняли участие обучающиеся 4-х классов из 57 образовательных организаций г. Улан – Удэ.
Диагностическую работу Регионального центра обработки информации и оценки качества образования Министерства образования и науки РБ выполняло по математике — 5000 обучающихся , по русскому языку – 4887 обучающихся.
По математике при выполнении итоговой работы , обучающиеся лучше всего справились с заданиями №2, №3, №6, №7. Они показали самый высокий процент выполнения этих заданий из всей диагностики. 90- 92% всех тестируемых выбрали и выполнили эти задания. Обучающиеся 4-х классов умеют использовать незнакомую информацию из текста, удерживать условие (число, получаемое в результате подстановки найденной цифры, должно делиться на определенное число) и делают практико-логические умозаключения. Владение геометрической терминологией и символикой, понимания различия геометрических фигур показали 90% детей. У 92% четвероклассников сформированы вычислительные навыки. Обучающиеся 4-х классов хорошо усвоили «Признаки делимости», «Правило последовательности ряда геометрических фигур». Дети овладели практическими навыками выполнения операций с геометрическими фигурами в пространстве и решения задач. Ученики начальной школы рассуждают, сравнивают результаты Маши и Саши, делают свои расчеты площади и периметра, умеют доказывать свое мнение. Но вместе с тем, выявлены элементы содержания математического образования, вызывающие наибольшие затруднения у детей — это понимание делимости чисел (41%).
По математике ученики школ г.Улан-Удэ на «отлично» справились с заданиями №1- 29 %, №2- 52%, №3 — 58%, №4 — 47%, №5 — 35%, №6 – 51% , №7 – 64%, №8 — 39%, №9 — 61% , №10 — 43% соответственно. 2213 учащихся (48% от числа тестировавшихся) справились со всеми десятью заданиями. Доля учащихся по результатам диагностики по математике показавших низкий уровень составляет 11% (574 учащихся). Добились 100% успеваемости МАОУ Лингвистическая гимназия» № 3; МАОУ СОШ « 21», «Байкальская перспектива» и МБОУ «Российская гимназия» № 59. Средний балл 4,0 и выше по математике получили 10 общеобразовательных организаций г. Улан-Удэ: МАОУ Лингвистическая гимназия» № 3; МАОУ «Гимназия» № 14; МАОУ «Бурятская гимназия» № 29; МБОУ «Российская гимназия» № 59; МАОУ СОШ № 7; МАОУ СОШ № 12; МАОУ СОШ « 21», «Байкальская перспектива»; МАОУ СОШ № 22; МАОУ СОШ № 42; МАОУ СОШ № 51. Средние результаты по г.Улан-Удэ: успеваемость — 88%; качество знаний — 55%; средний балл — 3,6.

Средние показатели уровней достижений по математике

Уровни достижений кол-во обучающихся %
высокий 977 20
выше среднего 1826 37
средний 1623

32

низкий 574

11

 

При выполнении диагностической работы по русскому языку обучающиеся продемонстрировали сформированность ключевых компетенций: находить изученные орфограммы и применить нужный способ проверки; группировать и систематизировать — 78% учащихся; знание частей речи, их морфологических признаков. 77% учеников обладают необходимой фундаментальной основой для дальнейшего изучения морфологии, орфографии и лексики; работают на базовом и повышенном уровнях сложности; умеют изменить содержание текста в соответствии с поставленной грамматической задачей. Обучающиеся показывают способность видеть «границы» своих знаний, (различать ранее изученное и неизученный), ставят задачи по обогащению словарного запаса и т.д. У 67% четвероклассников сформированы коммуникативные компетенции и они грамотно ставят задачи по их совершенствованию. Средние результаты по русскому языку по г.Улан-Удэ: успеваемость — 87%; качество знаний — 46%; средний балл — 3,4.
По уровням достижений число учащихся распределилось следующим образом:

Средние показатели уровней достижений по математике

Уровни достижений кол-во обучающихся %
высокий 563 12
выше среднего 1623 33
средний 1944

40

низкий 757

15

 

Успеваемость 100% показали МАОУ «Лингвистическая гимназия» № 3, МБОУ «Российская гимназия» № 59, МАОУ СОШ « 21», «Байкальская перспектива»; МАОУ СОШ № 24. По русскому языку наибольший средний балл («4» и выше) в МАОУ «Лингвистическая гимназия» № 3, МБОУ «Российская гимназия» № 59. МАОУ СОШ « 21», «Байкальская перспектива».
Проведение мониторинга обученности выпускников начальной школы, обучающихся по стандартам второго поколения позволило образовательным организациям соотнести результаты школьной диагностики с региональными по ФГОС. Процедура проведения также способствовала развитию школьных систем оценки качества образования, так как были даны подробные инструкции по порядку, организации, технологии мониторинга. Выполнение диагностической работы состоящей из десяти заданий, из которых можно выбрать любые восемь вызвало интерес у младших школьников, позволило повысить их мотивацию к учению и работу на конкретный результат.
Половина детей школ города выполнила все задания по двум этим предметам. Анализ результатов позволяет подтвердить готовность обучающихся 4 классов к обучению в основной школе и достижении ими требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предметные результаты учащихся 4-х классов сформированы на базовом, выше базового и высоком уровнях. Кроме того, достигнуты метапредметные результаты (умение извлекать информацию на основе таблицы, классифицировать, группировать на основе существенных признаков и др.) у большинства младших школьников. Но вместе с тем, выполнение диагностической работы позволяет увидеть тенденции и проблемы в преподавании. Поэтому учителям начальных классов необходимо регулярно включать задания на развитие определенных когнитивных способностей в содержание уроков (вопросы и задания: «Сравни…», «Распредели на группы…», «Проведи классификацию…»). Педагогам необходимо провести корректировку рабочих и индивидуальных программ как для детей добившихся максимальных, так и для детей с низкими результатами. Необходимо добиваться формирования универсальных учебных действий на каждом уроке. На качество выполнения диагностических работ независимо от предмета повлияло умение младших школьников читать, извлекать информацию из текста. Заместителям директоров, курирующим начальное образование, необходимо усилить контроль за формированием читательской компетенции. Образовательным организациям необходимо провести в классах с низкими показателями повторно проверочные работы в рамках школьной системы оценки качества образования с целью диагностики сформированных отдельных умений, которые недостаточны у конкретных обучающихся по результатам регионального мониторинга; сделать анализ результатов диагностической работы на заседаниях ШМО и педсоветах, наметить пути по устранению типичных ошибок.
При выполнении диагностической работы учителями начальных классов отмечается неравнозначность вариантов по критериям оценивания и по объему работы. Так, например, по русскому языку, во втором варианте для коррекции текста необходимо было исправить 16 орфографических ошибок, чтобы получить высокий балл. В первом же варианте для получения высокого балла найти лишь 8 ошибок, что в два раза меньше. Также в диагностическую работу включен материал повышенного уровня. Затруднения у четвероклассников вызвало определение числительных и наречий, так как изучение этих частей речи в основной образовательной программе начальной школы носит пропедевтический характер. Второстепенные члены предложения изучаются без указания на определение, дополнение и обстоятельство.
Таким образом, региональная экспертиза качества обученности выпускников начальной школы общеобразовательных учреждений г. Улан-Удэ показал, что уровень учебных достижений по основным предметам (математика, русский язык) соответствует ФГОС НОО и участники образовательного процесса готовы к работе по стандартам основой школы.
Тем более, что введение его в практику началось в г.Улан-Удэ уже в 2013 году. Образовательные учреждения №9, №27, в 2014 году — школы №№ 33, 35, 40, 42, 49, 56 в режиме эксперимента начали переход на новый стандарт в 5-х классах. Это позволило обсудить, что ФГОС общего образования как системная педагогическая инновация носит комплексный характер. ФГОС модернизирует все компоненты педагогической системы образовательного учреждения. В соответствии с новыми стандартами:
— изменяются цели образования – на первый план выдвигаются личностные и метапредметные результаты, в том числе универсальные учебные действия (УУД);
— роли учителя и ученика как субъектов образовательного процесса определяются с позиций системно-деятельностного подхода;
— содержание образования становится более практикоориентированным, вводится внеурочный компонент;
— приоритетными являются деятельностные формы и методы работы, обеспечивающие активность ученика, предполагающие его самообучение.
ФГОС по-новому трактует состав компонентов учебных программ, закрепляет требования к структуре основных образовательных программ, впервые нормирует условия их реализации. Меняется позиция педагога: из информатора, источника знаний, контролера он должен превратиться в фасилитатора (помогающего, поддерживающего, сопровождающего ученика в образовательном процессе).
Стандарт расширяет самостоятельность образовательного учреждения и предполагает активное участие педагогов, родителей и учащихся в жизни школы, в том числе в определении основных параметров учебного плана, содержания и форм внеурочной деятельности, направлений социального партнёрства, в создании условий реализации образовательных программ. Суть стандарта как общественного договора заключается в том, что на его основе возможно и необходимо согласование взглядов и позиций различных участников образовательного процесса на такие важные вопросы, как качество образования и пути его достижения.
Таким образом, работа по введению стандарта в образовательном учреждении ведёт за собой все другие звенья управленческой и педагогической деятельности, становится стержнем, вокруг которого концентрируются развитие школы.
Ориентиром основного общего образования (как и в стандарте начальной школы) является портрет выпускника – «преемственная, но углублённая и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы». Если выпускник начальной школы – это человек, владеющий основами умения учиться, то выпускник основной школы – не только умеет учиться, но и осознаёт важность образования и самообразования, может применять полученные знания на практике. Младшему школьнику достаточно научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом, а школьнику основной ступени необходимо быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством.
С учётом целей основной ступени образования и возрастными особенностями учащихся 5-9-х классов в стандарте основной школы особое внимание уделяется:
— развитию умения ориентироваться в мире профессий;
— формированию ИКТ — компетентности;
— становлению учебно-исследовательской и проектной деятельности;
— социализации учащихся.
В основной школе расширяются возможности учёта запросов и потребностей взрослеющих учеников: доля образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса возрастает до 30 % (в начальной школе – 20 %). Видоизменяются подходы к оценке достижения планируемых результатов с учётом государственной (итоговой) аттестации выпускников, которая фиксирует уровень освоения основной образовательной программы, в том числе — способов действий и способностей к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Готовность образовательного учреждения к введению стандарта основной школы измеряется критериями, которые были определены Министерством образования и науки РФ при подготовке к переходу на ФГОС НОО. В соответствии с ними в образовательном учреждении должны быть:
— разработана и утверждена основная образовательная программа основного общего образования;
— приведена в соответствие с требованиями ФГОС нормативная база (Устав, локальные акты, документы, регламентирующие установление заработной платы работников, в том числе стимулирующие выплаты);
— внесены изменения в должностные инструкции сотрудников, имеющих отношение к введению стандарта;
— обеспечено наличие кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
В процессе подготовки к введению стандарта основной школы также решаются такие вопросы, выбор учебников и учебных пособий, определение модели внеурочной деятельности, разработка плана методического сопровождения введения ФГОС, целевое повышение квалификации руководителей и учителей-предметников.
Опыт, полученный образовательными учреждениями при внедрении ФГОС в начальных классах, поможет осуществить эту работу в основной школе. Вместе с тем, специфика основной ступени образования (многопредметность, большое количество реализующих образовательную программу учителей, усложнение целей и задач образования, возрастные особенности учащихся) обуславливает определённые трудности перехода к новому стандарту в 5-9 классах.
Одной из методических проблем является то, что в основной школе достижение личностных и метапредметных результатов зависит от совместных усилий нескольких учителей, работающих в одном классе. Для успеха общего дела они должны стать педагогической командой, которую объединяет понимание, принятие и желание реализовать ценности стандарта, способность отказаться от привычных «репродуктивных стереотипов профессиональной деятельности». При переходе на ФГОС нового поколения методическая работа направлена на решение следующих вопросов:
— планирование результатов освоения образовательной программы;
— разработка рабочих программ и программ внеурочной деятельности;
— проектирование и анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС;
— разработка, подбор заданий и упражнений для формирования УУД;
— составление контрольно-измерительных материалов для диагностики предметных и метапредметных результатов и пр.
Также в соответствии с поручением МОиН РФ с сентября 2015 года проводится анализ эффективности вовлечения общественности в управление процессом реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО в образовательные организации. В ходе разработки и реализации основных общеобразовательных программ будут отобраны не менее 50% субъектов РФ для обеспечения распространения модели общественно-государственного управления в образование. На базе образовательных организаций будут созданы специальные площадки, которые будут заниматься этой работой.



 Обсуждение ФГОС СОО на сайте: http://edu.crowdexpert.ru/