Развитие функциональной грамотности в системе дополнительного образования
В ноябре 2023г. рамках проекта «Взаимообучения городов» прошел семинар Развитие функциональной грамотности в системе дополнительного образования на базе МАОУ ДО Центр дополнительного образования «Эдельвейс» под руководством Центра мониторинга и развития образования.
Цынгунова Евгения Тумэновна, директор МАОУ ДО ЦДО «Эдельвейс» рассказала о своем центре, о его деятельности и сотрудниках.
Гармаханов Мунко Цыденович, педагог дополнительного образования поделился опытом использования 3D-моделирования в формировании и развитии функциональной грамотности обучающихся. Технология 3D-моделирования в настоящее время становится незаменимой в таких отраслях как архитектура, медицина, инженерное дело, развлекательная индустрия и в развитии функциональной грамотности школьников. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования, т.к. одних академических знаний в жизни недостаточно.
Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:
- успешно решает разные бытовые проблемы;
- умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
- использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
- выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.
Освоение 3D моделирования может помочь детям лучше понимать и принимать на практике школьные предметы и нестандартно применять ресурсы и инструменты. Так, математика и физика помогут ученикам лучше понимать принципы работы трехмерных объектов, а геометрия даст им знания о пространственной геометрии и формах. Информатика и технология помогут ученикам овладеть навыками работы с компьютером и программами для 3D моделирования.
Кроме того, 3D моделирование может помочь ученикам развивать свои навыки работы с компьютером. В процессе создания 3D моделей ученики используют различные программы и инструменты, такие как CAD (Computer-Aided Design) и 3D-принтеры.
Наконец, 3D моделирование даёт ученикам возможность проявить свою фантазию и создавать уникальные и оригинальные модели. Это может стимулировать их интерес к обучению и помочь им лучше понимать материал.
Цыренов Булат Дашинимаевич, педагог дополнительного образования рассказал о развитии финансовой грамотности у подростков 13-17 лет на примере» лагеря «Чайка» центра «Эдельвейс.
В современном мире развитие финансовой грамотности у детей и подростков имеет особое значение. Рано или поздно каждый ребёнок сталкивается с данным понятием, и задача дополнительного образования не только развить скрытые таланты ребёнка, но и научить его правильному обращению с деньгами. Р В связи с этим в лагере «Чайка» проводиться все возможные викторины, игры и лекции посвящённые данной тематике.
Лагерь сотрудничает с различными организациями, реализующими проекты по финансовой грамотности такими как: Центральный банк России, региональный центр финансовой грамотности, республиканский бизнес-инкубатор.
Ткачук Елена Сергеевнна, педагог дополнительного образования показала новую форму формирования функциональной грамотности обучающихся в рамках образовательной программы «интернет-маркетинг», в рамках которого обучающиеся изучают различные аспекты функционирования интернет-маркетинга, такие как:
- Основы интернет-маркетинга;
- . Аналитика и исследования;
- Веб-разработка и дизайн;
- . Управление проектами и командами;
- Маркетинговые коммуникации.
Таким образом, образовательная программа “интернет-маркетинг” способствует формированию функциональной грамотности обучающихся, позволяя им применять полученные знания и навыки в профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Итак, мы вновь поделились своим опытом с коллегами из многих городов России. В завершении семинара педагоги высказали своё положительное мнение о работе Центра дополнительного образования «Эдельвейс».
«Система методического сопровождения педагогов дополнительного образования»
27 октября 2023 на базе Дома творчества Советского района прошёл семинар «Система методического сопровождения педагогов дополнительного образования» для заместителей директоров и методистов УДО.
Цель проведения семинара: активизация деятельности учреждений дополнительного образования по методическому сопровождению педагогов.
В рамках мероприятия были раскрыты вопросы, связанные с единой системой методического сопровождения педагогов на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. С данной проблематикой выступили Ванжилова Галина Васильевна, аналитик Центра мониторинга и развития образования Комитета по образованию и Потемкина Наталья Эдуардовна, руководитель методического объединения руководителей и методистов УДО, заместитель директора по УВР МБУ ДО «ЖДТ г. Улан-Удэ».
Азаматова Ирина Семеновна, аналитик Центра мониторинга и развития образования Комитета по образованию проанализировала мониторинг, который проводился в сентябре 2023г среди учреждений дополнительного образования и обозначила основные направления адресной методической помощи педагогам.
Педагоги дополнительного образования ДТОР Анисина Екатерина Викторовна, ПДО, руководитель ансамбля «Звездный путь» и Иннокентьева Динара Мураталиевна, ПДО, реализующая программу «Сакура» поделились опытом создания и реализации индивидуального образовательного маршрута.
Жамсаранова Ольга Михайловна, ст. воспитатель МБДОУ Детский сад № 56 «Теремок» поделилась опытом работы тьютера, который оказывает персонифицированную помощь педагогам с учётом их профессиональных дефицитов.
В завершении семинара, коллеги подтвердили значимость методической работы в учреждениях дополнительного образования.
Школьные театры Бурятии. Создание и перспективы развития
26 апреля 2023 года МАУ ДО ДООЦ «Родник» г. Улан-Удэ принял участие в проекте «Взаимообучение городов», реализуемый Департаментом образования и науки города Москвы совместно с оператором проекта – Корпоративным университетом московского образования.
На семинар Школьные театры Бурятии. Создание и перспективы развития были зарегистрированы коллеги из Донецка, Липецка, Краснодара, Норильска, Иваново, Воронежа, Томска, Уфы, Шахты, Казани, Калининграда, Москвы, Мурома, Екатеринбурга, Пятигорска, Дзержинска, Читы, Тольятти, Саратова, Перми, Нижнего Тагила.
Основная цель семинара – поделиться опытом своей деятельности в создании театров в образовательных организациях города и республики. На 1 марта 2023 года в Бурятии открыты 254 школьных театра, из них 59 в каждой школе г. Улан-Удэ.
С приветственным словом к участникам выступила Марина Кимовна Цыбикова, директор МАУ ДО ДООЦ «Родник» г.Улан-Удэ. Она рассказала о направлениях деятельности центра, о сотрудничестве с другими коллектива города.
О школьных театрах рассказала Виктория Витальевна Дылыкова, заместитель директора Родника, которая подчеркнула, что все начиналось с идеи создать театральный кружок. Это идея переросла в проект «Театр добра-театр будущего». Данный проект как живой организм развивается, расширяется, меняются его цель и задачи.
Для расширения методической помощи руководителям школьных театров, для предоставления площадок для показа своих работ на базе учреждения уже второй год работают театральные конкурсные площадки городского и республиканского уровней. А на базе методических площадок республики – ВСГИК и Колледж искусств им. П.И. Чайковского регулярно проводятся курсы повышения квалификации для руководителей школьных театров. В 2023 году к данному направлению подключились театрально-зрелищные учреждения культуры города, которые стали шефами школьных театров.
На базе Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр «РОДНИК» работает и музыкальный театр под руководством Светланы Геннадьевны Данилиной, педагога дополнительного образования. Светлана Геннадьевна с гордостью поделилась успехами своих воспитанников на городском, региональном, российском и международным уровнях.
Марина Жанчиповна Брюханова, педагог-организатор поделилась своим опытом работы в театре моды. Она подтвердила идею, что через создание коллекций происходит патриотическое воспитание детей. Хочется отметить, что с огромной любовью педагог рассказывает о своем театре, о детях и коллегах, которые помогают в создании шедевров!
На базе МАОУ СОШ № 4, под руководством учреждения дополнительного образования, работает школьный этно-театр «Будамшу». Коллеги утверждают, что изучение бурятского языка через театральные постановки намного эффективней.
Подводя итог семинара, Азаматова Ирина Семеновна, аналитик Центра мониторинга и развития образования, подчеркнула, что несмотря на трудности и проблемы, которые были обозначены во время выступлений, коллектив МАУ ДО ДООЦ «Родник» работает с детьми с душой, энтузиазмом и творчеством.
Повышение компетенции педагогов дополнительного образования через реализацию проекта «Путь к успеху»
29 марта 2023 года под руководством МКУ «ЦМРО» Комитета по образованию, в рамках Всероссийского проекта «Взаимообучение городов», реализуемого Департаментом образования и науки города Москвы совместно с оператором проекта – Корпоративным университетом московского образования прошел вебинар «Повышение компетенции педагогов дополнительного образования через реализацию проекта «Путь к успеху» (из опыта работы Медиацентра «Школьное телевидение» МАУ ДО ЦДО «Малая академия наук» г. Улан-Удэ).
На вебинар были зарегистрированы 153 педагога из разных городов нашей Родины, таких как: Липецк, Норильск, Москва, Донецк, Димитровград, Тамбов, Луганск, Норильск, Нижний Тагил, Тольятти, Пятигорск, Воронеж, Саратов, Красноярск, Новомосковск, Воронеж, Ставрополь, Томск, Курск, Березники, Тула, Краснодар, Норильск, Севастополь, Оренбург, Уфа, Чебоксары, Ижевск, Иваново, Ульяновск, Новосибирск, Екатеринбург, Шахты, Барнаул, Новокузнецк, Норильск, Владивосток, Калининград, Красноярск, Сочи, Дзержинск, Самара, Смоленск, Альметьевск, Казань, Ангарск, Челябинск, Новый Уренгой, Нижний Новгород.
Педагоги Малой академии наук поделились своим опытом организации работы школьного телевидения, технологиями, формами и способами повышения компетенции педагогов дополнительного образования через реализацию проекта «Путь к успеху». Так,
Гарматарова Серафима Гавриловна, директор МАУ ДО ЦДО «Малая академия наук» рассказала коллегам историю создания и развития школьного телевидения в г. Улан-Удэ.
Гармаева Ирина Андреевна, режиссёр Медиацентра «Школьное телевидение» МАУ ДО ЦДО МАН поделилась методикой создания и реализации творческих проектов в рамках медиацентра «Школьное телевидение».
Шобогоров Станислав Юрьевич, специалист Комитета по образованию, подчеркнул роль медиацентра «Школьное телевидение» в воспитательно-образовательном пространстве г, Улан-Удэ.
Раднаева Эльвира Львовна, декан юридического факультета БГУ рассказала о значимости правового просвещении школьников через рубрику «Вправе».
Муллин Дмитрий Олегович, режиссёр Медиацентра «Школьное телевидение», уделил внимание созданию короткометражных фильмов в рамках муниципальной инновационной площадки «Киноман».
Усольцева Татьяна и Китаев Иван поделились своим опытом участия в проектах МАНа и своих достижениях.
В завершении мероприятия был показан отрывок короткометражного фильма «Шоппер», который не мог оставить никого равнодушным.
Использование электронных образовательных ресурсов и интернет-сервисов в дополнительном образовании г. Улан-Удэ в рамках всероссийского проекта «Взаимообучение городов»
Педагогический коллектив МАОУ ДО ЦДО «Эдельвейс» 15 декабря 2022 года принял участие в работе всероссийского проекта «Взаимообучение городов», реализуемого Департаментом образования и науки города Москвы совместно с оператором проекта – Корпоративным университетом московского образования.
На мероприятие зарегистрировалось 314 участника из разных городов России (Красноярск, Норильск, Москва, Воронеж, Липецк, Сочи, Барнаул, Ярославль, Альметьевск (Татарстан), Стерлитамак (Башкирия) и другие).
Чернецкая Ольга Игоревна, руководитель структурных подразделений Центра дополнительного образования «Эдельвейс» поделилась информацией о центре, деятельности кружков, клубов и лагеря «Чайка», в котором проходят профильные смены.
Гармаханов Мунко Цыденович, педагог дополнительного образования поделился своим опытом использования электронных образовательных ресурсов и интернет-сервисов в дополнительном образовании. Он подтвердил еще раз, что кружки «3D-моделирование и анимация», «Робототехника» имеют большой спрос среди воспитанников. В практической части своего выступления Мунко Цыденович продемонстрировал практическое использование электронных образовательных ресурсов, чем заслужил восхищенные отзывы всех педагогов большой страны, которые присутствовали на семинаре.
Афанасьева Екатерина Алексеевна, педагог дополнительного образования «Эдельвейс» выступила с темой «Выявление проблем при использовании электронных образовательных ресурсов и пути их решения (кейс-метод», где обратила внимание коллег на проблемы, которые возникают
Вниманию слушателей был представлен опыт оптимизации работы педагогов при использовании электронных образовательных ресурсов как для работы с детьми, так и для самообразования педагогов.
На практической части интенсива были обсуждены шаги по освоению цифровых информационно-коммуникативных средств для создания собственных материалов по ЭОР.
По окончанию вебинара коллегами из других городов было отмечено, что опыт педагогов Центра «Эдельвейс» имеет большую практическую ценность и мероприятие прошло крайне интересно и познавательно.
Разработка образовательной программы и новой формы ИОМ
13 декабря 2022 года на платформе Zoom прошел семинар по теме «Разработка образовательной программы и новой формы ИОМ» для заместителей директоров, педагогов учреждений дополнительного образования города Улан-Удэ.
Цель проведения семинара: повышение профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования.
В работе семинара приняли участие 47 педагогов из ОУ г. Улан-Удэ — МУЦ, ЦДиК, ГДДЮТ, ДТОР, ЦДПиПВ, СОШ 63, МАН.
Современное дополнительное образование детей реализуется на основе образовательных программ, проектирование которых выступает средством развития компетентности педагога, развитию его творческих способностей, педагогического процесса и педагогического мастерства. Михайлова Инна Кронитовна, старший методист ГАУ ДО РБ «Ресурсный центр художественного и технического творчества «Созвездие», подробно рассказала о том, как правильно составлять образовательную программу, на что обращать внимание в первую очередь. Ее тема «Проектирование дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы на основе Конструктора» имело огромный интерес у педагогов.
Ванжилова Галина Васильевна, аналитик ЦМРО подробно рассказала о создании ИОМ по новой форме, объяснила основные понятия такие как: дефицит профессиональных компетенций, диагностика профессиональных дефицитов, национальная система профессионального роста педагогических работников. Галина Васильевна ответила на вопрос зачем нужен ИОМ, прокомментировала все этапы его создания. Для реализации ИОМ создается открытое образовательное пространство, в котором осуществляется профессиональное взаимодействие и коррекция деятельности педагога.
В завершении педагоги обменялись мнениями по теме семинара и поблагодарили докладчиков, за актуальную и полезную информацию.
Семинар педагогов дополнительного образования г. Улан-Удэ
18 ноября 2022 года 38 педагогов учреждений дополнительного образования города Улан-Удэ приняли участие в семинаре «Методическое сопровождение педагогов дополнительного образования на основе индивидуальных образовательных маршрутов».
Целью семинара было знакомство с деятельностью Дома творчества Октябрьского района (его филиалов), с системой методического сопровождения педагогов на основе ИОМ.
С докладами выступили:
— Бекетова Любовь Валерьевна, методист структурного подразделения ДТОР «Тимуровец» «Профессиональное становление молодого педагога дополнительного образования»;
— Абдрафикова Татьяна Викторовна, методист ДТОР «Индивидуальный образовательный маршрут – путь к профессиональному росту молодого специалиста»;
— Кортукова Елена Викторовна, методист структурного подразделения «Олимп» «Индивидуальный образовательный маршрут – одна из технологий профессионального развития педагога»;
— Ронская Полина Изотовна, методист структурного подразделения ДТОР «Эллада» «Индивидуальный образовательный маршрут как эффективная форма реализации проектной и исследовательской деятельности с детьми младшего школьного возраста в объединении «Искорки».
Азаматова И.С. представляя план деятельности по методическому сопровождению педагогов дополнительного образования отметила, что деятельность будет спланирована по направлениям и на основе тем по самообразованию педагогов:
- Разработка образовательной программы (создание непрерывных учебных циклов) от начальной мотивации обучающихся до предпрофессиональной подготовки;
- Использование здоровьесберегающих технологий;
- Развития детской одаренности в условиях дополнительного образования;
- Инновационная деятельность педагога дополнительного образования в условиях реализации ФГОС;
- Формирование патриотических чувств.
Подводя итог семинара хочется отметить, что педагог дополнительного образования должен обладать такими качествами как:
— тактичность и беспристрастность, справедливость по отношению к детям;
— крепкое физическое и психологическое здоровье, умение противостоять стрессам;
— творческая активность, креативность, умение заинтересовывать учащихся в своей дисциплине;
— высокий уровень интеллектуального развития — важно иметь широкий кругозор, быть готовым ответить на вопросы учеников;
— владение коммуникативными навыками, умение находить общий язык с каждым ребёнком, его родителями, другими педагогами;
— ответственность и дисциплинированность — учителя отвечают за жизнь, безопасность и благополучие детей, с которыми они работают;
— профессиональная компетентность — преподаватель должен хорошо знать свой предмет, методы, приёмы и технологии его преподавания.